ЛАВРОВА К.Б.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ЗДАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Необходимость поиска новых подходов к организации и функционированию библиотеки в современных условиях требует изменений и на уровне теоретического осмысления этих проблем в библиотековедении.
Положение о том, что здание, помещение, как необходимое условие функционирования библиотеки, необходимо изучать в рамках библиотековедения, уже не подвергается сомнению. Однако различные авторы, включающие часть проблем, связанных с помещением библиотек, в область компетенции библиотековедения, рассматривают их как "библиотечные приложения" ряда наук (например, эстетики, архитектуры и т.п.). Если подходить к решению проблемы с подобной точки зрения, то заведомо невозможно создать целостное представление, так как всестороннее изучение вопроса возможно лишь при выборе объекта, объединяющего различные аспекты, а не растаскивающего его на различные дисциплины, такие, как "библиотечная эстетика" (определение и содержание которой до сих пор не уточнено) или "библиотечная архитектура". За такой объект предлагается принять "библиотечное здание", что позволит рассмотреть в рамках библиотековедения проблемы, связанные с его проектированием и функционированием".
В связи с тем, что в рамках библиотековедения эта тема уже в 1950-е гг. практически перестала исследоваться, постепенно сошло на нет и ее преподавание, в том числе и по причине отсутствия квалифицированных преподавателей.
Ситуация начала изменяться с середины 1980-х гг. В 1987 г. в МГИКе Т.Ф. Коготкова по материалам Ф.Н. Пащенко воссоздала программу курса "Библиотечное здание и оборудование", а годом раньше, под руководством Ю.Н. Столярова, подготовила программу "Интерьер современной библиотеки". В 80-е гг. Л.З. Амлинский в КГИКе разработал программу курса "Библиотековедческие основы строительства и технического оснащении библиотек". Библиотековедение в этот период все чаще обращается к проблемам библиотечных зданий, к их значению для организации и управления библиотечным делом, и, как результат, в ряде вузов эти вопросы все чаще включаются в соответствующий курс. В 1989 г. в ЧГИКе подготовлены методические указания по выполнению практической работы "Строительство и оборудование библиотек" (сост.: А.Ф. 0рлов и Г.И. Боруля). В 1992-93 гг. в ЧГИКе автором был прочитан курс "Основы библиотечной архитектуры и дизайна".
В начале 90-х гг. большую популярность получает также исследование темы материально-технической базы библиотеки. В ЛГИКе появляется тема "Характеристика материально-технической базы библиотек", в плане Высших библиотечных курсов при РГБ Ю.Н. Столяров выделяет отдельный раздел "Материально-техническая база библиотек". В настоящее время делаются попытки рассмотреть МТБ библиотек в различных аспектах в таких курсах, как "Обслуживание читателей" и даже "Экономика библиотечного дела". В этом курсе, например, В.К. Клюев при рассмотрении раздела "Современная система ресурсно-экономического обеспечения библиотечной деятельности в Российской Федерации" предлагает для профильной подготовки менеджеров библиотечного дела тему "Материально-техническая база учреждений". Таким образом, мы видим, что проблема МТБ библиотек, и в частности их зданий, сегодня в библиотековедении и в учебных библиотечных курсах уже изучается в различных аспектах, однако целостного курса, знакомящего со всеми перечисленными аспектами пока нет, и в его создании мы видим задачу современного периода.